Автомобильный кондиционер работает по тому же принципу, что и обычный бытовой холодильник, хотя и устроен немного по-другому. Автомобильный кондиционер представляет собой герметичную систему, заполненную  фреоном и специальным холодильным  маслом, растворимым в жидком фреоне (R134a или R12) и не боящимся низких температур. Масло нужно для смазки компрессора и всей системы.

 

Схема автомобильного кондиционера

Схема работы автокондиционера

Несмотря  на некоторые отличия между кондиционерами на автомобилях разных производителей, принципиальная их схема одинакова. Мы рассмотрим самый распространенный вариант. Итак, вы нажали на кнопку включения кондиционера. Сработала электромагнитная муфта, стальной прижимной диск (3), издав характерный щелчок, примагнитился к шкиву (2). Шкив приводится в движение ремнем и, когда кондиционер выключен, крутится вхолостую. Теперь заработал компрессор (1). Компрессор сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в конденсор (4). В народе этот самый конденсор часто называют радиатором кондиционера. В конденсоре сильно нагретый и сжатый фреон охлаждается.

Охладиться  ему помогает вентилятор (5), который  включается либо одновременно с компрессором,либо при срабатывании датчика давления в магистрали. Если автомобиль движется,то конденсор дополнительно обдувается набегающим потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться, и выходит из конденсора уже жидким. После этого жидкий фреон проходит через фильтр-осушитель (6). Здесь от него отфильтровываются продукты износа компрессора и прочая грязь.

После фильтрации фреон течет в сторону салона автомобиля, чтобы выполнить свое основное предназначение. Кульминация  наступает, когда жидкий фреон проходит через терморегулирующий вентиль (10). терморегулирующий вентиль, представляет собой специальное устройство, регулирующее перегрев пара, выходящего из испарителя. (Перегрев — разница температур на выходе из испарителя и кипения фреона). ТРВ устанавливают на трубопроводе как можно ближе к испарителю. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения. Регулирующий орган ТРВ закрывается. Если из испарителя выходит пар, перегрев которого превышает установку ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала допустимой величине. По сути, ТРВ является автоматически регулируемым дросселем. Проходя через ТРВ и попадая в испаритель, фреон переходит в газообразное состояние (кипит) и при этом сильно охлаждается. Испаритель (12) — это тот же радиатор, только маленький. фреон охлаждает испаритель, а вентилятор (13) сдувает с испарителя холод в салон автомобиля. Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор.

Круг замыкается. Часть системы от компрессора до ТРВ называется магистралью высокого давления. Ее всегда можно определить по тонким трубкам, которые теплые или горячие. Часть же от испарителя до компрессора называется магистралью низкого давления. Она делается из толстых трубок и на ощупь довольно холодная. В магистрали высокого давления во время работы компрессора давление колеблется от 7-ми до 15-ти атмосфер (в аварийных случаях и до 30-ти). Магистраль низкого давления имеет до 3-х атмосфер. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около 5-ти атмосфер.